Как известно, 8-го, а в действительности 7-го сентября в современной России отмечается День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией, состоявшегося в период Отечественной войны 1812 года. В соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» предусмотрено проведение торжеств в войсках и публичных мероприятий в общественном пространстве. Кроме того, «закон предусматривает ряд других форм увековечения памяти воинов: создание музеев, установка памятников, организация выставок и публикаций в СМИ, присвоение их имён населённым пунктам, улицам, воинским частям и кораблям, сохранение и обустройство территории, связанной с подвигом».
Проведение Урока Памяти, что прошёл накануне в Новосибирской воспитательной колонии ГУФСИН России по Новосибирской области, вполне укладывается в логику событий, предусмотренных федеральным законодательством в этой сфере.
Провёл урок полковник в отставке Юрий Соловьёв - председатель Совета Регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов уголовно-исполнительной системы по Новосибирской области, член Российского военно-исторического общества, писатель, журналист. Кроме этого, Юрий Витальевич является комиссаром поискового отряда «Гвардия», созданного по инициативе ветеранов УИС Новосибирской области. В составе этого поискового объединения он трижды, включая 2023 год, принимал участие в работе Международной военно-исторической экспедиции «Западный фронт, Варшавское шоссе», проходившей в период Великой Отечественной войны на местах ожесточённых боёв, в районе Зайцевой горы (Барятинский район Калужской области).
В рамках подготовки к мероприятию, с помощью своих коллег-поисковиков из Калужской области, отряда с одноимённым названием, руководит которым Владимир Маслов, был организован сбор и доставка в Новосибирск артефактов с мест боёв. Они-то и были заботливо выставлены для всеобщего обозрения в актовом зале средней общеобразовательной школы исправительного учреждения. С ними в преддверие урока смогли «живьём» ознакомиться и сотрудники, и их воспитанники. Подержать в руках реликвии того времени, от которых буквально веет героическим прошлым, что называется дорого стоит. Не каждому в наше время такое удаётся. А ведь из помятого котелка или пробитой осколком или пулей кружки, с чудом сохранившейся эмалью, кто-то ел и пил в перерывах между боями?..
Именно об этом с большим чувством уважения к защитникам нашего Отечества рассказывал Юрий Витальевич присутствующим. Он говорил об их вкладе в победу над ненавистным врагом, заявлял о необходимости сохранения исторической памяти о событиях тех дней, призывал гордо носить имя наследников Великой Победы.
«История, какой бы она ни была, - говорил он, обращаясь к участникам Урока, - эта наша история! Это история нашего государства! Мы должны не только свято хранить её, передавая из поколения в поколение, но и не позволять переписывать её. А такие попытки наших врагов становятся всё более частыми и носят открытый характер…»
Вторую часть «занятия» Юрий Соловьёв посвятил событиям начала осени 1812 года, когда на Бородинском поле французской армии Наполеона было дано решающее сражение. Хоть в нём, как известно, и не была достигнута окончательная победа над врагом, но, как Сталинградская и Курская битвы, оно в последующем сыграло свою значительную роль в изгнании захватчиков с русской земли, в победе над ними. «Так было, так есть и так будет!» - подытожил своё выступление Юрий Соловьёв.
В финале мероприятия он передал в дар библиотеки средней общеобразовательной школы одну из своих книг – сборник повестей и рассказов «Их пример – другим наука», в котором реальные истории сотрудников пенитенциарной системы региона, словно попавших из огня, да в полымя, продолживших службу в ней после окончания Великой Отечественной войны. Артефакты времён Великой Отечественной, выставленные им на Уроке, переданы в школьный музей и совсем скоро станут самыми дорогими его экспонатами и займут достойное место в экспозиции.
Всех погибших защитников Отечества присутствующие почтили Минутой молчания.